Почему на уроках физкультуры умирают дети

04.03.15
Игорь Олин
директор средней школы поселка Вахруши Слободского р-на, учитель истории
Очередная трагедия в печальном ряду подобных несчастных случаев произошла с первоклассником в Якутии. Семилетний мальчик из села Сунтар, имевший диагноз «порок сердца», придя после занятий физкультурой на урок музыки, почувствовал себя плохо и потерял сознание. Медики спасти жизнь крохи не смогли. 

Пока можно предполагать и недосмотр врачей, и вину учителя, да вообще что угодно. Самым популярным комментарием на одном из новостных сайтов Республики Саха стал следующий: «…дело не в слабеющих детях, а в хронических заболеваниях, которые даже если диагностированы, то в школах отсутствует соответствующее отношение к таким детям, особенно мальчикам. Вполне могу себе представить, как больного ребенка гоняют на физкультуре со словами "ты че не мужик что ли, подтянись/отожмись 30 раз".
Данный пост не по поводу события - следствие расставит всё по своим местам, а по поводу и вокруг комментария, нашедшего отклик в сердцах граждан, далёких от системы образования, и по старинке с советской поры рассуждающих, что школа довлеет над семьёй и может вмешиваться в любые частные вопросы, связанные со своими воспитанниками. Да нет сегодня таких прав, и сами нормативные документы создают ситуацию, которая при определённых обстоятельствах выливается в угрозу жизни ребёнка. 
В первую очередь, хотелось бы обратить внимание на утверждённый приказом Минобрнауки в 2012г. Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения. Документ исходит из того, что требование в качестве обязательного документа при приеме в школу медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка будет являться ограничением гражданских прав. В связи с чем п.13 Порядка устанавливает, что такое заключение представляется родителями (законными представителями) ребенка по их усмотрению. Уже три года со всех трибун данное положение провозглашается как новое великое достижение демократии. Разбуди родителя, привыкшего к мысли о школе как месте предоставления образовательных услуг, то и среди ночи он скажет без запинки: «Школы не имеют права требовать медицинскую справку!». 
Поэтому мы, например, не требуем, но всегда просим, разъясняя, что при наличии у детей каких-то проблем со здоровьем, знание этих проблем работающими с детьми педагогами – прежде всего, в интересах самой семьи. Практика показывает, что большая часть родителей не придаёт должного значения общению по вопросу сохранения здоровья их конкретного чада ни с классным руководителем, ни с учителем физкультуры. А школа с первой минуты должна быть в курсе этого вопроса. Но не может. В текущем году один наш ученик в коридоре вдруг ни с того ни с сего потерял сознание. Вызвали «Скорую», затем участковый педиатр направил ребёнка на обследование, родители обследование организовали, после чего успокоили, что всё хорошо. Но амбулаторную карту с тех пор хранили дома. Рекомендуем обучение на дому – отказываются. Через некоторое время приступ повторился. Опять всё хорошо? 

Во-вторых, в отношении образовательных учреждений постоянно возникают инсинуации, связанные с трактовкой закона о защите персональных данных. Снова грозятся дикими штрафами. Мы уже сомневаемся, имеем ли право записать в листке здоровья, предусмотренным классным журналом, информацию о группе здоровья учащихся. 

Персональные данные, содержащие информацию о здоровье гражданина, относятся к специальной, наиболее охраняемой категории персональных данных, обработка которых запрещена ст. 10 соответствующего федерального закона. Исключение составляет деятельность, осуществляемая в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг, при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну. Но и в этом случае необходимо согласие субъекта персональных данных. 

Школа сегодня лишена права знакомиться с диагнозами медико-психолого-педагогических комиссий, которые выявляют контингент детей с ограниченными возможностями здоровья. Родитель получает на руки рекомендации, которые вправе принести в школу, либо оставить дома. Школа не знает, кто из учеников состоит на учёте нарколога или психиатра (есть только обобщённые данные). По данным последней диспансеризации, говорит наш медик, до 10% учащихся имеют проблемы с сердцем. Некоторые из детей направлялись даже в областной кардиологический центр. Мы об этих детях не знаем до той поры, пока родитель сам не скажет. 

Когда принималось решение об исключительном праве родителей определять рамки дозволенной информации о здоровье детей, то принималось ли во внимание, что среди родителей бывают люди малообразованные, неграмотные, суеверные, попросту безответственные? Что школа не сможет обеспечивать безопасность занятий, так как порою будет лишена необходимой информации? 
В-третьих, замолвлю слово в защиту учителей физкультуры. Два десятилетия я работаю и бываю в самых разных школах и могу убеждённо заявить, что учителя физкультуры – самые лояльные из всех педагогов к индивидуальным особенностям детей. Многие ли вспомнят, что медалисту «зарубался» аттестат с отличием, если он, низенький, не мог взять планку на определённой нормативом высоте, или он, толстенький, не пробегал стометровку за нужное время? Ничего, брали старанием в других видах. Также и «двоечники» из года в год наматывают круги по стадиону, впопыхах отрабатывая пропущенные уроки. Второгодник по физкультуре – явление редчайшее. 

У преподавателей по физкультуре уже в годы студенческой учёбы и затем на всех последующих курсах повышения квалификации на уровне рефлекса формируют особое внимание к спецконтингенту ослабленных и нездоровых детей, дифференцированный и индивидуальный подход к ним. В обязательном порядке учитель на основании данных медиков распределяет детей в основную и подготовительную группу, при наличии серьёзных противопоказаний врачи вовсе освобождают детей от занятий (ранее из них формировалась ещё специальная группа, теперь нет, чтобы убрать риск возможных последствий). 
Таким образом, для недопущения летальных исходов на уроках физической культуры требуется возвращение доверия к школам и усиление их взаимодействия с медицинскими учреждениями. Школы должны обладать всей полнотой информации о состоянии здоровья детей. Конечно, при сохранении запрета на использование такой информации в ущерб интересам семьи и ребёнка. Ведь даже нарушение такого запрета к смертельным случаям не приведёт.

Источник
Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
04.03.2015, 22:41Наталия
Мы все сошли с ума! Недоверие друг к другу, вражда, хамство, цинизм...Даже жизнь детей не может изменить нашу "жизненную философию". Только как заставить "верхи" принимать разумные решения и законы?Ответить
Пожалуйста ответьте на вопрос, который Вы видите на картинке.